Не уходите «незаметно»

Ни в коем случае не уходите из садика, не попрощавшись с ребенком, «незаметно, пока он не видит».

Что происходит в такой ситуации?

Фактически каждое утро ребенка обманывают. Мама приводит ребенка в сад и провожает в группу со словами: «Я здесь у двери постою, а ты пока поиграй».

Ребенок идет играть. Катает машинки, кормит куклу и при этом периодически оглядывается на дверной проем ― туда, где стоит его мама. Мама на месте, значит, все хорошо и можно спокойно играть дальше.
В какой-то момент ребенок оборачивается, а мамы ― нет. Она обещала быть рядом и наблюдать, а сама ушла…

Мама в подобной ситуации обычно чувствует себя легче, потому что не видит и не слышит, как плачет ребенок. Воспитателю тоже может быть легче, т. к. ребенок быстрее успокаивается.

Но: что ощущает ребенок?

В этот момент подрывается доверие к миру: «Даже маме нельзя верить! сказала, что никуда не уйдет, и… ушла».

С ребенком нужно прощаться. Можно придумать ритуал, чтобы расставание проходило легче, но главное ― не уходить незаметно.
Ребенок может плакать при расставании, и в слезах нет ничего плохого. Это выражение эмоций. Он испытывает печаль по поводу разлуки с мамой. Совершенно нормально в такой ситуации плакать.

Как бы взрослому не было тяжело выдерживать детские слезы, но для психологического здоровья как раз правильно, если ребенок погорюет. Он поплакал, избавился от этой эмоции и дальше может спокойно играть, включаться в жизнь детского коллектива.

Хуже, если ребенок не плачет, но при этом не включается в игру, в жизнедеятельность детского коллектива, находится как бы в «замороженном» состоянии.

Страшно, когда такое поведение ребенка оценивается как норма. На вопрос родителей, как ребенок ведет себя в группе, воспитатели отвечают: «Все хорошо. Не плакал».

Дело в том, что иногда ребенок не плачет просто потому, что не может, ― стресс слишком сильный. Поэтому отсутствие слез при адаптации ― это еще не признак, что все хорошо.

Поведение ребенка в садике важно сравнивать с тем, как он ведет себя вне садика. Оно должно быть одинаковым.

Если дома ребенок так же спокоен, часто пребывает в своих мыслях, тихо заниматься чем-то своим, значит, все в порядке.

Если дома мы наблюдаем за подвижным и энергичным ребенком, которому все интересно, везде нужно забраться, обо всем громко рассказать, а в садике он тихо сидит на диванчике, значит, ребенок испытывает слишком сильный стресс и лучше обратиться к психологу.

Пожалуйста, внимательно наблюдайте за своим ребенком в период адаптации. Не стесняйтесь подробно расспрашивать воспитателей о его поведении. Это действительно важно.

Анна Быкова,
психолог

Цикл онлайн-лекций “Дела САДовые”

Получите бесплатно

Волшебный планер-помощник для всей семьи

То, что только тянуло силы, может внезапно оказаться ресурсом...

You have Successfully Subscribed!

Subscribe To Our Newsletter

Join our mailing list to receive the latest news and updates from our team.

Как появился цикл
«Когда быть родителем сложно»

3 августа 2015 года психолог Людмила Петрановская прочитала в «Большой Медведице» лекцию о родительском выгорании, которая отозвалась в сердцах тысяч мам по всему миру.

Ту лекцию мы назвали «Мама на нуле». Эти два слова сняли табу с темы родительской усталости и выпустили на свободу чувства, которые мешали мамам быть, прежде всего, живыми.

Так выглядела обложка к циклу

Скриншот поста от 3 августа 2015 года

С тех пор мы возвращались к теме родительского выгорания снова и снова — поддерживая и обнимая родителей в трудные моменты и в непростых ситуациях.

Наш главный редактор Анна Куусмаа вместе с Людмилой Петрановской стали соавторами книги «Мама на нуле. Путеводитель по родительскому выгоранию».

В помощь родителям мы подготовили два онлайн-цикла о сложных переживаниях в родительстве с психологом Любовью Тихомировой — «О внутренних чудовищах» и «Мама на Луне».

Создали группу поддержки «На ручки. Обнимательная для родителей», которая объединила более 5,5 тысяч участников по всему миру.

Однако мир чувств, эмоций, неподконтрольных реакций, мир отношений с собой и с близкими огромен и разнообразен. А потому чем больше у нас как родителей вариантов поддержки, тем легче и… радостнее:)

Вопросы остаются, но это не значит, что невозможно найти ответы

Каждый день мы слышим просьбы о помощи от родителей детей самого разного возраста.

  • Как быть, если ребенок уже подрос, хлопот, вроде бы, стало меньше, а временами по-прежнему бывает крайне сложно справиться со своими эмоциями, адекватно отреагировать на поведение ребенка или сложную ситуацию?
  • Как быть, если знаешь и понимаешь: «чтобы отдавать заботу ― нужно сначала наполнится самим», но на деле качественно восполнять собственный ресурс не получается? Если слишком сложно выделить время на себя или если усталости, раздражения, тревожных мыслей не становится заметно меньше даже после «отдыха»?
  • Что делать, если сложно выдерживать оценку родительских способностей или ребенка от посторонних? А если в моменте теряешься, а потом долго переживаешь? Как перестать сравнивать себя и ребенка с другими?
  • Почему родные «не видят», когда нужна их помощь? Как научиться договариваться с близкими, если взгляды на воспитание у всех разные?

Все эти вопросы (и многие другие) мы вместе с другими родителями задавали психологу, которому, без лишней скромности, больше других доверяют сегодняшние мамы и папы. Психологу, с очной лекции которого 5 лет назад началась история «Большой Медведицы».

Специально для слушателей нашей Школы Людмила Петрановская создала новый онлайн-цикл «Когда быть родителем сложно».

Этот цикл не только про возможное выгорание и не только для начинающих мам.
Мы двигаемся на другой уровень и смотрим шире,
чтобы:

  • увидеть более глубокие связи, которые влияют на наше отношение к различным ситуациям в родительстве и, соответственно, на наше поведение;
  • понять, в какие «пробоины» ― внутренние установки ― утекает наш родительский ресурс, и научиться их «обезвреживать»;
  • разобраться, что конкретно делать, если отношения с ребенком или близкими не ладятся.

Присоединяйтесь!

You have Successfully Subscribed!