− Ну смотри, эта цифра пишется не в ту сторону. Смотри, как ты криво написал, смотри какая грязь!

По сути, вы «бибикаете». Ему и без вас сложно. Не делайте этого. Он – ученик, его задача учиться. Он ошибается, все ученики ошибаются, это нормальная ситуация.

Когда мы занимаемся с детьми математикой, да и не только ею – чтением, музыкой, рисованием, то нам важно помнить некоторые общие психологические аспекты, которые есть в любом обучении. Ведь мы не только даем ребенку навык, но и меняем его представление о том, каков он, насколько он хороший, успешный, сильный. Или, наоборот, тупица, бестолочь и вообще никуда не годен.

Мы меняем его отношение к учебе в целом: учиться весело или, наоборот, скучно. Мы меняем его отношение к учителю. И если мама выступает в роли учителя, то какой это учитель? С которым весело или, напротив, «ну когда же эта тоска закончится?» Это зависит от вас.

Основное, на чем я делаю упор: в обучении должна быть постепенность и успешность. Если ребенок неуспешен в первом же задании, он не захочет делать следующее.

Поэтому в любой группе мне важно давать такие задания, с которыми справляются если не все, то почти все. А с нашей небольшой помощью – все. После первых нескольких заданий я могу дать задачу посложнее. Но хотя бы несколько первых упражнений или игр ребенок должен выполнить сам, без подсказок. Тогда он сможет найти в себе силы попробовать более сложные задачи. А если первые задания не получились, у него просто не будет желания продолжать.

Поэтому очень важно попасть на нужный уровень. Не пытаться дать шестилетке задачу на уровне второго класса. Не пытаться учить четырехлетку по тетрадкам для шести лет. Не нужно это забегать вперед. Ребенку прежде всего нужна успешность.

И вторая вещь. Я думаю, что все вы в какой-то момент либо сами водили машину, либо видели, как кто-то учится водить, и вы знаете, что когда человек учится чему-то новому, только осваивает новый навык, ему тяжело. Вот представьте себе человека, который только недавно за рулем. Ему еще сложно переключать скорости, он не помнит, где какая кнопка: где включить поворотник, где − аварийку, где − дворники. И в этот момент ему еще начинают сзади сигналить. По-вашему, ему легче становится или тяжелее? Очевидно, что тяжелее!

Аналогичная ситуация, если вашему ребенку еще сложно посчитать или запомнить, в какую сторону пишутся цифры, а вы в этот момент будете нависать у него над плечом.

Вы можете постараться ему помочь. Все дети в какой-то момент пишут что-то неправильно. Пишут зеркально цифры или буквы. Это нормально. Эта такая стадия, которую проходят все дети. Когда мы даем задание, в котором надо что-то писать, например цифры, мы обязательно каждому ребенку говорим:

− Я тебе тут на полях, в уголочке, нарисую все цифры, чтоб ты знал, как они пишутся. Если получится, ты поглядывай. Я понимаю, что ты имел в виду цифру 3, но ты попробуй в следующий раз посмотреть туда и вспомнить, что она пишется в другую сторону.

Это другой подход: «Взрослые эту цифру пишут обычно вот так, но я тебя все равно понял». При таком подходе детям гораздо проще. Ребенок тогда по крайней мере может сам поискать подсказку: «Ага, у меня вот тут написано. Я сейчас посмотрю и напишу правильно».
Учитывайте, что одним детям трудно посчитать, другим − написать. Старайтесь принимать во внимание особенности каждого ребенка.

Женя Кац,
педагог

Отрывок из цикла онлайн-лекций “Игра и дети”
Полный цикл Жени Кац можно прослушать по ссылке http://bmshkola.ru/project/cikl-onlajn-lekcij-igra-i-deti-zhenya-kac/

Получите бесплатно

Волшебный планер-помощник для всей семьи

То, что только тянуло силы, может внезапно оказаться ресурсом...

You have Successfully Subscribed!

Subscribe To Our Newsletter

Join our mailing list to receive the latest news and updates from our team.

Как появился цикл
«Когда быть родителем сложно»

3 августа 2015 года психолог Людмила Петрановская прочитала в «Большой Медведице» лекцию о родительском выгорании, которая отозвалась в сердцах тысяч мам по всему миру.

Ту лекцию мы назвали «Мама на нуле». Эти два слова сняли табу с темы родительской усталости и выпустили на свободу чувства, которые мешали мамам быть, прежде всего, живыми.

Так выглядела обложка к циклу

Скриншот поста от 3 августа 2015 года

С тех пор мы возвращались к теме родительского выгорания снова и снова — поддерживая и обнимая родителей в трудные моменты и в непростых ситуациях.

Наш главный редактор Анна Куусмаа вместе с Людмилой Петрановской стали соавторами книги «Мама на нуле. Путеводитель по родительскому выгоранию».

В помощь родителям мы подготовили два онлайн-цикла о сложных переживаниях в родительстве с психологом Любовью Тихомировой — «О внутренних чудовищах» и «Мама на Луне».

Создали группу поддержки «На ручки. Обнимательная для родителей», которая объединила более 5,5 тысяч участников по всему миру.

Однако мир чувств, эмоций, неподконтрольных реакций, мир отношений с собой и с близкими огромен и разнообразен. А потому чем больше у нас как родителей вариантов поддержки, тем легче и… радостнее:)

Вопросы остаются, но это не значит, что невозможно найти ответы

Каждый день мы слышим просьбы о помощи от родителей детей самого разного возраста.

  • Как быть, если ребенок уже подрос, хлопот, вроде бы, стало меньше, а временами по-прежнему бывает крайне сложно справиться со своими эмоциями, адекватно отреагировать на поведение ребенка или сложную ситуацию?
  • Как быть, если знаешь и понимаешь: «чтобы отдавать заботу ― нужно сначала наполнится самим», но на деле качественно восполнять собственный ресурс не получается? Если слишком сложно выделить время на себя или если усталости, раздражения, тревожных мыслей не становится заметно меньше даже после «отдыха»?
  • Что делать, если сложно выдерживать оценку родительских способностей или ребенка от посторонних? А если в моменте теряешься, а потом долго переживаешь? Как перестать сравнивать себя и ребенка с другими?
  • Почему родные «не видят», когда нужна их помощь? Как научиться договариваться с близкими, если взгляды на воспитание у всех разные?

Все эти вопросы (и многие другие) мы вместе с другими родителями задавали психологу, которому, без лишней скромности, больше других доверяют сегодняшние мамы и папы. Психологу, с очной лекции которого 5 лет назад началась история «Большой Медведицы».

Специально для слушателей нашей Школы Людмила Петрановская создала новый онлайн-цикл «Когда быть родителем сложно».

Этот цикл не только про возможное выгорание и не только для начинающих мам.
Мы двигаемся на другой уровень и смотрим шире,
чтобы:

  • увидеть более глубокие связи, которые влияют на наше отношение к различным ситуациям в родительстве и, соответственно, на наше поведение;
  • понять, в какие «пробоины» ― внутренние установки ― утекает наш родительский ресурс, и научиться их «обезвреживать»;
  • разобраться, что конкретно делать, если отношения с ребенком или близкими не ладятся.

Присоединяйтесь!

You have Successfully Subscribed!