Очень многие мамы думают, что их обязанность по отношению к ребенку – защищать, опекать и оберегать от ошибок. Но без ошибок нет никакого развития. В принципе, нет никакого движения вперед. На чужих ошибках не учится никто. И самостоятельности – в первую очередь.

Если вы скажете ребенку, что тарелка разобьется, он этого не поймет. Можно и нужно говорить про осторожность и аккуратность, но пока ребенок сам не увидит, как тарелки бьются, он не будет их крепко держать. Дайте ему разбить одну тарелку, пусть он увидит. Это не страшно ни для тарелки, ни для ребенка.

Дайте ему облиться водой. Стоит на краю стола стаканчик, ребенок хватает стаканчик, подбегает мама: “Ой, ты сейчас обольешься!” Понятно, что если там кипяток, то, конечно, не надо давать ребенку облиться, да и вообще не должен попадать на край стола стакан с кипятком в том доме, где есть маленький ребенок. Но если это просто вода, вы только что поставили этот стакан, ребенок к нему тянется, вы видите, что вся жидкость сейчас выльется на него… не надо подбегать и предвосхищать этот мелкий эпизод, который может вам казаться трагическим, но на деле именно это событие научит малыша быть осторожным с предметами, стоящими на краю.

Один-два случая самостоятельно полученной обратной связи от среды практически решают всё.

Если вы скажете ребенку: “Горячо!” – он не поймет, что это значит. Вот вы сидите, налили себе чай или кофе, ребенок хочет дотронуться, а вы говорите: “Нельзя!” Только что стояла пустая кружка на столе, дотронуться было можно, а сейчас почему-то стало нельзя. Дайте ему дотронуться. (Да, чашка горячая, но это не смертельно, вы же сами берете ее в руки). Ребенок трогает эту чашку, и тогда вы говорите ему: “Горячо!” И он будет знать, что это неприятно.

Ребенок, который совершает ошибку, понимает, что такое опасность, что такое больно. В следующий раз, когда он начнет движение в сторону того, что не очень желательно делать, и взрослый его предупредит, то ребенок, уже зная, как это бывает, с большей вероятностью послушает своего взрослого.

На доверии рождается не только самостоятельность, но еще и послушание. Послушание – как и покорность – это слово, которое всех пугает. Но послушание в описываемых ситуациях – это доверие ребенка взрослому, который находится рядом с ним.

Лена Данилова

Фрагмент из курса “Я сам. Онлайн-интенсив по развитию самостоятельности и ответственности”
http://bit.ly/2ARzVis
© www.bmshkola.ru Школа осознанного родительства Большая Медведица

#ясам_большаямедведица
#самостоятельныйребенок_большаямедведица

Получите бесплатно

Волшебный планер-помощник для всей семьи

То, что только тянуло силы, может внезапно оказаться ресурсом...

You have Successfully Subscribed!

Subscribe To Our Newsletter

Join our mailing list to receive the latest news and updates from our team.

Как появился цикл
«Когда быть родителем сложно»

3 августа 2015 года психолог Людмила Петрановская прочитала в «Большой Медведице» лекцию о родительском выгорании, которая отозвалась в сердцах тысяч мам по всему миру.

Ту лекцию мы назвали «Мама на нуле». Эти два слова сняли табу с темы родительской усталости и выпустили на свободу чувства, которые мешали мамам быть, прежде всего, живыми.

Так выглядела обложка к циклу

Скриншот поста от 3 августа 2015 года

С тех пор мы возвращались к теме родительского выгорания снова и снова — поддерживая и обнимая родителей в трудные моменты и в непростых ситуациях.

Наш главный редактор Анна Куусмаа вместе с Людмилой Петрановской стали соавторами книги «Мама на нуле. Путеводитель по родительскому выгоранию».

В помощь родителям мы подготовили два онлайн-цикла о сложных переживаниях в родительстве с психологом Любовью Тихомировой — «О внутренних чудовищах» и «Мама на Луне».

Создали группу поддержки «На ручки. Обнимательная для родителей», которая объединила более 5,5 тысяч участников по всему миру.

Однако мир чувств, эмоций, неподконтрольных реакций, мир отношений с собой и с близкими огромен и разнообразен. А потому чем больше у нас как родителей вариантов поддержки, тем легче и… радостнее:)

Вопросы остаются, но это не значит, что невозможно найти ответы

Каждый день мы слышим просьбы о помощи от родителей детей самого разного возраста.

  • Как быть, если ребенок уже подрос, хлопот, вроде бы, стало меньше, а временами по-прежнему бывает крайне сложно справиться со своими эмоциями, адекватно отреагировать на поведение ребенка или сложную ситуацию?
  • Как быть, если знаешь и понимаешь: «чтобы отдавать заботу ― нужно сначала наполнится самим», но на деле качественно восполнять собственный ресурс не получается? Если слишком сложно выделить время на себя или если усталости, раздражения, тревожных мыслей не становится заметно меньше даже после «отдыха»?
  • Что делать, если сложно выдерживать оценку родительских способностей или ребенка от посторонних? А если в моменте теряешься, а потом долго переживаешь? Как перестать сравнивать себя и ребенка с другими?
  • Почему родные «не видят», когда нужна их помощь? Как научиться договариваться с близкими, если взгляды на воспитание у всех разные?

Все эти вопросы (и многие другие) мы вместе с другими родителями задавали психологу, которому, без лишней скромности, больше других доверяют сегодняшние мамы и папы. Психологу, с очной лекции которого 5 лет назад началась история «Большой Медведицы».

Специально для слушателей нашей Школы Людмила Петрановская создала новый онлайн-цикл «Когда быть родителем сложно».

Этот цикл не только про возможное выгорание и не только для начинающих мам.
Мы двигаемся на другой уровень и смотрим шире,
чтобы:

  • увидеть более глубокие связи, которые влияют на наше отношение к различным ситуациям в родительстве и, соответственно, на наше поведение;
  • понять, в какие «пробоины» ― внутренние установки ― утекает наш родительский ресурс, и научиться их «обезвреживать»;
  • разобраться, что конкретно делать, если отношения с ребенком или близкими не ладятся.

Присоединяйтесь!

You have Successfully Subscribed!