Грызет ногти, «съедает» рукава одежды, ковыряет заусеницы, кусает губы, теребит волосы, что-то нервно крутит в руках, начинает странно покашливать или моргать… «Неудобные», навязчивые, повторяющиеся и при этом неосознаваемые действия ребенка нас сильно злят и не менее сильно беспокоят по вполне обоснованным причинам.

Такие модели поведения у дошкольника, по словам Екатерины Бурмистровой, психолога и автора цикла «Пойми меня. Атлас психологии дошкольника», обычно являются «невротическими знаками» ― ответной реакцией ребенка на стресс.

Специально для Школы осознанного родительства “Большая Медведица”, Екатерина рассказала о нескольких базовых правилах для родителей, которые важно соблюдать, чтобы не усилить и не закрепить проявление нежелательных поведенческих моделей.

 Как действовать, если вы заметили невротические знаки в поведении своего ребенка?

 Не пытайтесь выключить то, что выключить нельзя

Невротические знаки появляются как ответ ребенка на стрессовую ситуацию, которую родители сразу могут не распознать.

Как только мы сталкиваемся с нежелательной поведенческой «привычкой», то испытываем тревогу, думая, что делаем что-то «не так», ― и пытаемся невротический знак сразу «выключить».

 Первое правило. Помните: никакое поведение ребенка нельзя «выключить» сразу.

Тем более, нельзя выключить навязчивое, повторяющееся автоматическое действие. Ребенок не может перестать, а постоянные требования значимых взрослых укрепляют чувство, что мама и папа не любят его, потому что он — «не такой».

 Второе правило. Не показывайте, что переживаете.

Если Вы покажете свой испуг, свое разочарование, свое сомнение в себе как в родителе, ребенку легче точно не будет.

 Третье правило. Не реагируйте «в лоб». Не говорите, чтобы ребенок немедленно перестал.

Для ребенка-дошкольника любое обращение внимания непосредственно на невротический знак с высокой вероятностью лишь усилит его частотность.

 Еще один важный момент →

Невротические знак часто делает ребенка менее красивым, гармоничным с точки зрения родителей, даже любящих. У родителя появляется ощущение, что ребенок как бы «сломался», стал не таким «совершенным». В итоге, спасая свое эстетическое чувство и борясь «в лоб», они «сгоняют» невротический знак с одного места на другое.

Например, родителю не нравится, что ребенок грызет ногти. Начинается та самая борьба «в лоб». Однако стрессор по-прежнему работает, и невротические знаки просто мигрируют ― всегда в гораздо более неудобные места: если ранее ребенок грыз ногти, то теперь может начать в прямом смысле вырывать у себя волосы или начать исследовать свои половые органы.

 Как же реагировать родителям?

Нужно внимательно наблюдать. В какие моменты, при каких условиях невротический знак проявляется. Динамическое наблюдение за симптомом во времени — богатейшая информация для того, чтобы понять причину и начать работу с ней.

Иногда речь идет о системном стрессе: рождение следующего ребенка, выход мамы на работу, смена взрослого, который находится с ребенком, развод, крупная ссора родителей, заболевание близкого.

Причиной может быть даже сильное впечатление от фильма. В ситуациях, где взрослый делился бы переживаниями, писал бы в дневнике, ругался бы, у ребенка просто нет еще нужных навыков психологической защиты. В результате на ситуацию реагирует тело ребенка теми самыми невротическими знаками.

Внимание: При появлении запинок, заикания нужно реагировать оперативно. В течение 3-4 дней после появления запинок или заикания ребенка нужно обязательно показать врачу. Это принцип быстрой реакции.

Подведем итог. Если вы столкнулись с невротическими знаками у ребенка, то первые и самые главные шаги будут такими:

 Вдох ― выдох. Стараетесь успокоиться

 Не акцентируете внимание ребенка на нежелательном поведении

 Наблюдаете, чтобы определить источник стресса.

Материал подготовлен по мотивам Цикла “Пойми меня. Атлас психологии дошкольника”  https://goo.gl/dnyaee

© Школа осознанного родительства “Большая Медведица”, www.bmshkola.ru

ЗАПРЕЩЕНО любое частичное использование текста без активной ссылки на источник

Получите бесплатно

Волшебный планер-помощник для всей семьи

То, что только тянуло силы, может внезапно оказаться ресурсом...

You have Successfully Subscribed!

Subscribe To Our Newsletter

Join our mailing list to receive the latest news and updates from our team.

Как появился цикл
«Когда быть родителем сложно»

3 августа 2015 года психолог Людмила Петрановская прочитала в «Большой Медведице» лекцию о родительском выгорании, которая отозвалась в сердцах тысяч мам по всему миру.

Ту лекцию мы назвали «Мама на нуле». Эти два слова сняли табу с темы родительской усталости и выпустили на свободу чувства, которые мешали мамам быть, прежде всего, живыми.

Так выглядела обложка к циклу

Скриншот поста от 3 августа 2015 года

С тех пор мы возвращались к теме родительского выгорания снова и снова — поддерживая и обнимая родителей в трудные моменты и в непростых ситуациях.

Наш главный редактор Анна Куусмаа вместе с Людмилой Петрановской стали соавторами книги «Мама на нуле. Путеводитель по родительскому выгоранию».

В помощь родителям мы подготовили два онлайн-цикла о сложных переживаниях в родительстве с психологом Любовью Тихомировой — «О внутренних чудовищах» и «Мама на Луне».

Создали группу поддержки «На ручки. Обнимательная для родителей», которая объединила более 5,5 тысяч участников по всему миру.

Однако мир чувств, эмоций, неподконтрольных реакций, мир отношений с собой и с близкими огромен и разнообразен. А потому чем больше у нас как родителей вариантов поддержки, тем легче и… радостнее:)

Вопросы остаются, но это не значит, что невозможно найти ответы

Каждый день мы слышим просьбы о помощи от родителей детей самого разного возраста.

  • Как быть, если ребенок уже подрос, хлопот, вроде бы, стало меньше, а временами по-прежнему бывает крайне сложно справиться со своими эмоциями, адекватно отреагировать на поведение ребенка или сложную ситуацию?
  • Как быть, если знаешь и понимаешь: «чтобы отдавать заботу ― нужно сначала наполнится самим», но на деле качественно восполнять собственный ресурс не получается? Если слишком сложно выделить время на себя или если усталости, раздражения, тревожных мыслей не становится заметно меньше даже после «отдыха»?
  • Что делать, если сложно выдерживать оценку родительских способностей или ребенка от посторонних? А если в моменте теряешься, а потом долго переживаешь? Как перестать сравнивать себя и ребенка с другими?
  • Почему родные «не видят», когда нужна их помощь? Как научиться договариваться с близкими, если взгляды на воспитание у всех разные?

Все эти вопросы (и многие другие) мы вместе с другими родителями задавали психологу, которому, без лишней скромности, больше других доверяют сегодняшние мамы и папы. Психологу, с очной лекции которого 5 лет назад началась история «Большой Медведицы».

Специально для слушателей нашей Школы Людмила Петрановская создала новый онлайн-цикл «Когда быть родителем сложно».

Этот цикл не только про возможное выгорание и не только для начинающих мам.
Мы двигаемся на другой уровень и смотрим шире,
чтобы:

  • увидеть более глубокие связи, которые влияют на наше отношение к различным ситуациям в родительстве и, соответственно, на наше поведение;
  • понять, в какие «пробоины» ― внутренние установки ― утекает наш родительский ресурс, и научиться их «обезвреживать»;
  • разобраться, что конкретно делать, если отношения с ребенком или близкими не ладятся.

Присоединяйтесь!

You have Successfully Subscribed!