Ребенок «не делает сам»: как вовлечь в активность • Школа родительства «Большая Медведица»

щЧто делать, когда «ребенок ничего не хочет», «не делает сам», «боится и слишком сомневается»? Сегодня хотим познакомить вас с простым инструментом, которым поделился с нами детский реабилитолог Олег Леонкин – стратегия отступления.

Стратегия отступления

Мотивация к действию связана с доверием, с ощущением безопасности: когда мы не чувствуем уверенности, трудно сделать шаг. Детям ― тем более.

Инструмент, о котором мы расскажем, применяют специалисты, работающие с детьми. Стратегия, несмотря на свою простоту, действенная, и каждый из нас может попробовать ее в повседневной жизни. А возможно, вы уже пользуетесь этим инструментом:)

В чем суть?

В момент, когда ребенок «не делает сам», насторожен, не уверен, что у него получится какое-то действие, мы начинаем «отступать»: отдаем ребенку инициативу, показывая, что он ― главный. Он решает, когда начать или закончить какое-то действие.

Такое право решать помогает ребенку ощутить безопасность и мотивирует к дальнейшему действию.

Если взять в качестве примера работу специалиста, то стратегия реализуется следующим образом→

Чтобы наладить контакт с ребенком, мы не предлагаем сразу же разнообразную деятельность («давай мы сделаем то или это», «смотри, как тут интересно»).

Можно просто начать с… разрешения.

Спросите у ребенка разрешение: «Можно я возьму стул» или «А можно сюда сесть?».

Ребенок видит, что может «командовать» взрослым, постепенно включается во взаимодействие и начинает проявлять себя в деятельности.

С ребенком до года такое общение происходит на уровне тела, зрительного контакта, вокальных «приемов». С детьми постарше добавляется мотание головой, а далее подключается вербальный уровень.

В общении между родителем и ребенком реализация может быть такой→

Ребенок не собирает портфель сам. За него это обычно делает мама.

Мы можем сразу передать ответственность за подготовку портфеля ребенку, а можем включить его в интересную для него «игру» ― «поруководить взрослым». Ребенок говорит, что нужно положить, ― мама выполняет.

Скучные задания или большой объем работы, к которому не знаешь, как подступиться (и потому не хочешь и начинать), также могут легче выполняться с этим инструментом.

В какой-то момент мы можем попросить ребенка объяснить то, чего не понимаем, передав ему роль главного и став ведомыми.

Конечно, такая «игра» не навсегда, но она дает импульс, возможность ребенку совершить шаг, в котором он сомневался, включиться и начать действовать.

Да, ребенок может ошибаться. И ошибается. Но все просчеты воспринимаются легче, на позитиве, потому что ситуация взаимодействия другая.

Почему стратегия работает?

Нам легче начать что-то делать, когда мы чувствуем себя в безопасности, когда понимаем, что в любой момент сможем остановить начатое.

На машине с тормозами значительно безопаснее ехать, чем на машине без тормозов. И это естественно.

Если мы понимаем, что можем остановиться в любой момент, то чувствуем себя увереннее.

По такому же принципу работает и эта стратегия. Мы не нависаем над ребенком, не напоминаем по 10 раз, не пытаемся убедить, как важно что-то сделать, а «отступаем»… и в результате выигрываем оба:

Ребенок совершает шаг вперед, а мы не только избавляемся от роли надзирателя, но вдруг замечаем, как много, оказывается, знает и умеет наш ребенок!

Попробуете «отступить»?:)

Еще несколько инструментов Олег Леонкин дал на бесплатном трехдневном онлайн-марафоне «Детки с перчинкой. Кулинарная книга для родителей».

А еще мы приглащаем вас на онлайн-курс Олега Леонкина «Они не специально! Почему дети так себя ведут и как помочь им и себе (в примерах и упражнениях)»

На пятой лекции курса обсудим причины нестабильного состояния и сложного поведения ребенка.

· Уровни, на которых существует человек (вегетативный, рефлекторный, сенсо-моторный, эмоциональный, психический). Аспект здоровья ребенка.
· Что такое функциональный подход. Определяем цель исходя из принципов функционального подхода.
· Выбор специалистов, кружков, рода занятий для корректировки проблем с поведением, общением, обучением.
· Родительский план действия: что такое хорошо, а что такое плохое для непростых детей. От чего это зависит и как действовать в конкретных ситуациях.
· Самое главное лекарство домашней аптечки: несколько простых правил для родителей.
·